• Анна

Жизнь - выбор или сценарий?

На протяжении всей истории человек задается вопросом: является ли он хозяином своей судьбы или она предопределена свыше. До сих пор на него нет однозначного ответа. С одной стороны, популярна идея о том, что человек – может сам распоряжаться своей жизнью, что усердный труд и воля помогут нам добиться целей. С другой стороны, велик интерес к гаданиям, предсказаниям, приметам – разнообразным способам узнать, что нас ждет в будущем.


Психологи в свою очередь интересуются, на сколько цели, которые мы ставим перед собой, действительно наши? Являются ли они осознанным выбором или заложены в сознание в процессе воспитания нашими родителями?

  Известный психолог Э. Берн в своих работах говорит о том, что в структуре личности каждого человека есть 3 составляющих: Родитель, Взрослый и Ребенок. Родитель - соединение отцовского и материнского начала. Он хранит все ценности, установки, взгляды, которые были нам переданы в процессе воспитания в семье. По мнению Берна родительские установки определяю нашу жизнь, составляют сценарий по которому развиваются все события. Этот сценарий сложно изменить.

  Берн выделил тринадцать базовых установок, от которых могут происходить все остальные.

  1. Не будь.

Эта установка возникает при появлении на свет нежеланного ребенка. Родители находятся на грани развода, они слишком стары, стишком молоды, слишком бедны или слишком независимы.

  2. Не будь собой.

Так бывает, если родители хотели ребенка другого пола, с другим цветом кожи, здорового или рассчитывали, что он займет чужое место (ее отца, его матери или умершего брата или сестры).

  3. Не привязывайся.

Как правило, эта установка происходит из неумения родителей справляться с болью.Человек, воспитанный в семье, которая не смогла залечить раны после тяжелой утраты, принимает подобную поведенческую схему легко и охотно.

  4. Не принадлежа. Эта установка тесно связана с предыдущей. Чаще всего это защитный механизм на случай утраты или реакция ребенка па социальную изоляцию родителей. У родителей нет друзей, они не навещают родственников, не принадлежат ни к каким общественным группам, не состоят в клубах или политических партиях. Семья полностью замыкается в себе.

  5. Не расти.

Родители превращают ребенка в инструмент для удовлетворения собственной потребности заботиться и защищать. Часто они не могут смириться с формирующейся сексуальностью своего отпрыска. В любом случае ребенка используют, чтобы сделать осмысленным собственное существо­вание.

  6. Не будь ребенком.

Установка противоположна предыдущей. В этом случае родители не желают нести ответственность за ребенка. Порой на него самого стараются свалить заботу о младших братьях и сестрах, а то и о собственных матери с отцом, которые сами ведут себя как дети.

  7. Ты ничего не умеешь. Родители постоянно унижа­ют ребенка, привода ему в пример других детей, взрослых или самих себя, и последовательно разрушают его эго.

  8. Не будь успешным.

Подобная установка исходит от родителей, способных уделять внимание ребенку, только если он болен или несчастен. Ему с ранних лет внушают, как удобно быть неудачником.

  9. Нет!

Такая установка характерна для чересчур нервных и пугливых родителей. Ребенку твердят, что жизнь полка опасностей и все, что в ней есть, сопря­жено с чудовищным риском (в особенности то, что доставляет ему удовольствие).

  10. Не требуй внимания. Установка появляется, если родителям «некогда» интересоваться школьными дела­ми ребенка, его друзьями и проблемами. Эти второсте­пенные вопросы перепоручаются няням и бабушкам или попросту игнорируются. Ребенка вытесняют из жизни семьи («Ступай к себе, у нас важный разговор»).

  11. Будь безупречен.

Так родители пытаются утолить собственное честолюбие. Они требуют отличных оце­нок, бесконечных спортивных успехов, выдающихся способностей к рисованию, чтобы иметь лиший повод гордиться собой, воспитавшими такого хорошего малыша.

  12. Не думай.

  Вариант заповеди «не расти». Родители панически боятся, что их чадо начнет мыслить самостоятельно. Иметь собственное мнение не рекомендуется. Думать о некоторых вещах (сексе, наркотиках, свободе и так далее) категорически запрещено. У этой установки несколько уровней, от низшего: «думай не об этом, а о чем следует» до самого высокого: «не думай вовсе».

  13. Не чувству!

  Такие родители боятся эмоций вообще или какой-то определенной эмоции, чаще всего печали, боли или даже радости. И у этого запрета есть несколько вариантов:

«не чувствуй ничего»;

«не чувствуй боли»;

«чувствуй не то, что чувствуешь, а то, что я тебе велю».

  Все эти установки «внушаются» детям с первых дней жизни прямо или косвенно, с помощью слов и жестов, поощрений и запретов, и самую первую установку мы даем, выбирая новорожденному имя.

  В результате к восьми годам ребенок имеет чет­кие представления о том, чего от него хотят. Ребенку (и взрослому) необходимо нравиться, необходимо чув­ствовать, что его любят и ценят. А для этого, согласно родительским внушениям, нужно выполнять правила. Полученные в детстве установки и собственный опыт диктуют нам своеобразный сценарий нашей собственной жизни, в основе которого лежат самые ранние переживания.

  Каждый из нас должен отдавать себе отчет в существовании своего сценария, уметь распознавать расшифровывать его, отличать настоящие достижения и провалы от сцен пьесы, в которой нам при­ходится играть.

  Это лишь первый шаг.

  Затем можно сломать сценарий, раз и навсегда разрушить заданную последовательность событий. И лишь, потом, если у нас все же не пропала охота сы­грать пьесу (назовем ее проектом), написать новую, по своему вкусу, исходя из собственных желаний и воз­можностей.

  Только писать лучше карандашом, чтобы можно было стереть неудачное место.

  А главное, не нужно бояться порвать старую пьесу и начать новую, пьесу о моей жизни, моей личности и моих переживаниях и данный момент.

  (По материалам книги Х. Букая «Письма Клаудии»)


Просмотров: 6

Телефон/Whatsapp: +79152062173

Россия, Москва, 

ст. м. Кузнецкий Мост, ул. Пушечная, дом 7/5, стр.4А

  • Black Facebook Icon

© 2023 Анна Андина